Популярні новини

Останні новини

Внутрішня безпека СБУ має перевірити генерала Носача, – Тука

Верховна Рада ухвалила закон: які нововведення готуються в армії

"Нафтогаз" попередив українців про опалення: відомо, що потрібно зробити перед включенням тепла в оселі

​Онук та дід з Одеси налагодили міжнародний наркотрафік у дитячих іграшках

Кличко: Столиця підготувала до зими 550 одиниць снігоприбиральної техніки та зробила запаси солі і піску

У РНБО відреагували на фейк z-пропаганди про масовані ракетні удари

За "уламками" по НПЗ у Саратові стоїть Головне управління розвідки

Відпочинь від Dota 2, адже студія Blizzard готується до анонсу ремастера Warcraft II

Масована нічна атака по Одесі: є жертви та поранені, моторошні кадри

Як можуть змінитися комунальні платіжки у 2025 році

"Укрзалізниця" оскандалилась через російську мову

Переломний момент: Генсек НАТО розповів, чому війська КНДР у Європі змінюють правила гри

Донька Маска через перемогу Трампа ухвалила важливе життєве рішення

Мільйонні борги спонукають до підвищення тарифів: вода з крана може стати дорогим задоволенням

Фіксував розміщення військових об'єктів: ТЦКшник зливав росіянам позиції ЗСУ

Перед зачисткой правительства: что стоит за скандалом с министром Сольским

Поділитися сюжетом
Перед зачисткой правительства: что стоит за скандалом с министром Сольским

В украинском политикуме ожидается вторая волна кадровых изменений. Первая касалась преимущественно тех властных должностей, относительно которых не требовалось согласие парламента: чиновники из Офиса Президента, СНБО и силового блока. Сейчас же речь идет о Кабинете министров. Следовательно, свое согласие на увольнение и затем назначение новых министров должны дать депутаты. И здесь есть несколько интересных поворотов. О том, почему решение отложили

На текущую неделю готовилась отставка нескольких министров. Как писал “Апостроф”, в частности, закачались кресла под министром аграрной политики и продовольствия Николая Сольского и вице-премьером, ответственным за восстановление Украины Александром Кубраковым. Оба министерства достаточно “ресурсны”, поэтому интересны разным группам на Банковой. Но контексты несколько отличаются.

Но в последний момент кадровые изменения перенесли на май. Рада отправила в отставку только семерых членов Счетной палаты. Кабмин же в это время уволил заместителя министра обороны Виталия Половенко, ответственного за тыловое обеспечение армии.

В то же время НАБУ пришло с подозрением к Николаю Сольскому, его заместителю Маркияну Дмитрасевичу и бывшему председателю Госгеокадастра Александру Колотилину. Всего по делу проходят 12 подозреваемых. НАБУ подозревает министра и его окружение в незаконном завладении государственной землей на 291 млн. гривен и попытке завладения землей еще на 190 млн. гривен.

По данным НАБУ, участники схемы уничтожили документы, дававшие двум госпредприятиям в Сумской области право на постоянное пользование землей. Таким образом, из-за отсутствия этих документов, областной Госгеокадастр составил акт о самовольном занятии этих земельных участков.

После этого, с помощью влиятельных должностных лиц областного Госгеокадастра участки были переданы в собственность заранее избранной группе граждан под видом реализации их права на безвозмездную землю. Одним из условий передачи земли в собственность было заключение договора о ее передаче в аренду частному агрохолдингу еще до получения ими статуса собственности.

Сам Николай Сольский “гарантировал максимальную открытость для установления истины”. Его комментарий обнародовало министерство.

“Обстоятельства семилетней давности касаются спора между государственными предприятиями и физлицами, в частности военными АТО за земли, предоставленные последним во владение в соответствии с законом. Споры решаются судами, в том числе Верховным судом, и как мне известно, на сегодняшний день ряд решений констатируют отсутствие права госпредприятий на земли, которые, вероятно, подразумевают НАБУ”, – заявил министр.

Кейс Сольского

Стоит отметить, что у Николая Сольского крайне неоднозначная репутация, в частности, он является давним бизнес-партнером бывшего главы Офиса президента Андрея Богдана. Впрочем, его назначали министром уже после ухода Богдана от власти – в авральном режиме в начале полномасштабного вторжения.

Шел март 2022 года. Предыдущий министр Роман Лещенко в начале полномасштабного вторжения “пропал”. Впоследствии он сообщал, что в отставку его заставила уйти “тяжёлая наследственная болезнь”. Тогда новым министром и назначили главу профильного комитета Верховной Рады, особо не обращая внимания на его бизнес-связи.

Сейчас же именно связи с Андреем Богданом упомянули среди причин увольнения. Впрочем, собеседники “Апострофа” в Верховной Раде говорят, что главная претензия к министру в его слишком большой самостоятельности. А еще во властных коридорах давно вынашивают мнение о присоединении Минагрополитики к Минэкономике. В очередной раз, ведь такое объединенное министерство уже существовало в 2019-2020 годах.

Идея объединить два ведомства нравится не всем в Верховной Раде.

“Все, кто знает бюрократическую машину, знает, что когда начинается объединение или разъединение каких-либо структур, это приводит к параличу примерно на полгода, – объясняет “Апострофу” управляющий партнер Национальной антикризисной группы Тарас Загородний, – Когда начинается объединение министерств, что-то теряется, потом пока штатные структуры они утверждают, потом одного увольняют, одного не увольняют, решения потом не принимаются и так далее”.

“Вытягивание из шкафа старого скелета” в виде дела может быть связано именно со сбором голосов для голосования, не исключает политолог Виталий Кулик.

“Дело явно устарело, это еще 5-6-летней давности. Как уже говорят эксперты, оно выйденного яйца не стоит. Вытащили его, скорее всего, для того, чтобы обеспечить нужное голосование в Верховной Раде. Но не столько за отставку самого Сольского, сколько за объединение министерства АПК с министерством экономики. Я не исключаю, что вся эта история с этим подозрением также ложится в эту канву, для того чтобы это объединение завершить в интересах определенных групп в окружении Зеленского”, – отмечает политолог, директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик.

Вопрос к Кубракову

К работе вице-премьера по вопросам обновления Александр Кубракова вопросов больше. Соответственно есть и голоса за его отставку.

Из последнего: после удара по Трипольской ТЭС народные депутаты вызвали Александра Кубракова и председателя Государственного агентства восстановления и развития инфраструктуры Мустафу Найема на доклад в Верховную Раду. Однако те так и не пришли.

“К нему было очень много претензий, как к организации процессов инфраструктуры, так и к взаимодействию с депутатскими группами и группами интересов в парламенте. Коммуникации там давно уже не было. Хотелки депутатов от “Слуг народа” он не выполнял. А если выполнял, то не так, как им хотелось. И эффективность его менеджмента была достаточно условна”, – напоминает Виталий Кулик.

В то же время источники “Апострофа” в Офисе президента говорят, эти претензии – скорее повод, а на место Кубракова рассматривается Алексей Кулеба, нынешний заместитель главы Офиса президента, ответственный за региональную политику и якобы желающий лично “порулить” темой восстановления инфраструктуры в государстве.

На публику

По мнению директора социологической службы “Украинский барометр” Виктора Небоженко, важна медийная составляющая в логике кадровых перестановок.

“На самом деле все все равно готовятся к выборам. И не удивительно, что власти пытаются сделать какие-то шаги. То, что делает НАБУ или то, что сейчас разрушается Кабмин – это все попытки показать, что президент не просто владеет ситуацией, но и способен в целом освежить украинскую исполнительную власть”, – подчеркивает Виктор Небоженко.

Однако, по его словам, приход в должность новых людей мало что может изменить в нынешней властной системе координат.

“Любой кто сейчас возглавит то или иное министерство, не имея серьезной программы радикальной перестройки Украины на военные рельсы, он ничего не будет делать, кроме того, что будет “функционировать” или воровать. Ну что делать, если люди приходят просто занять пост, не имея каких-либо планов на будущее, кроме личных, конечно”, – отмечает Виктор Небоженко.

Еще один возможный аспект этой ситуации – международный.

“Скорее всего, эти 60 миллиардов, которые нам обещают США, связаны с определенными управленческими обязательствами. Дело в том, что если вы не заметили, то речь идет не о помощи, а о ссуде, то есть кредите. А любой банк или скажем так, любая страна, которая дает кредит, очень заинтересована в том, чтобы страну (должника – “Апостроф”) возглавляли люди, которые могли бы отдать кредит”, – не исключает Виктор Небоженко.